СОГЛАСОВАНО: Управляющий совет МОУ Николаевской ООШ протокол №9 от 18.01.2011г. УТВЕРЖДАЮ: директор школы Черкашина Л.А. приказ №4 от 20.01.2011г. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НИКОЛАЕВСКОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА 2011/2013 ГОДЫ Принята на заседании пед.совета протокол №5 от 20.01.2011г. НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ: программа развития муниципального общеобразовательного учреждения Николаевской ООШ на тему «Образование. Здоровье. Безопасность» на 2011/2013 годы ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ: Закон Российской Федерации «Об образовании» (12-ФЗ от 13.01.1996), Закон Российской Федерации «Об утверждении Федеральной программы развития образования» (№ 51-ФЗ от 10.04.2000), Типовое положение об общеобразовательном учреждении, Закон Воронежской области «Об образовании» (п. 202-11-03 от 27.12.2000 г) ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ: Социум, педагогический коллектив ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ: совершенствование педагогической системы, обеспечивающей доступность, качество и эффективность образования на основе здоровьеформирующей среды и комплексной безопасности учащихся. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ: - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его функциональности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства; - обеспечение непрерывности и преемственности содержания основного и дополнительного образования как средства становления ценностного отношения к патриотическому и безопасному поведению в социуме; - совершенствование содержания и технологий образования на основе внедрения модели предпрофильного обучения на основной ступени с учетом интеграции основного и дополнительного образования; - внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий; - создание условий для формирования, укрепления и сохранения психофизического здоровья обучающихся за счет использования инновационных технологий физического воспитания обучающихся и здоровьеформирующих технологий; - обеспечение в единстве комплекса программных мероприятий по безопасному функционированию образовательного учреждения и проведению работы по формированию культуры безопасности жизнедеятельности; - повышение эффективности и совершенствование системы управления образовательным учреждением в соответствии с приоритетами развития сферы образования для обеспечения условия роста качества образования. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ: 1-й этап (2011 г.) – подготовительный; 2-й этап (2012 г.) – основной; 3-й этап (2013 г.) – заключительный. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ: - совершенствование образовательного процесса; - развитие здоровьеформирующей среды; - обеспечение комплексной безопасности. Место реализации: Воронежская область, Павловский муниципальный район, МОУ Николаевская ООШ. Юридический и фактический адрес: 396451, Воронежская область, Павловский район, с.Николаевка, площадь Победы, дом 2. ВВЕДЕНИЕ Настоящая программа развития МОУ Николаевской ООШ является продолжением программы развития школы на 2007 – 2010 гг. Образовательно-воспитательное пространство школы как развивающаяся система решает множество проблем, касающихся нового содержания образования, форм и методов организации образовательного процесса, поэтому отличительной чертой его стал поисковый характер. В ходе реализации программы развития предыдущего периода разработана конструкция образовательной программы школы, интегрирующей системы общего основного и дополнительного образования. В качестве ведущей определена ценностно-смысловая функция системы общего основного и дополнительного образования, предусматривающая становление ценностного отношения обучающихся к патриотическому и безопасному поведению в социуме и развитие в связи с этим их физических, духовно-нравственных, морально-волевых качеств. Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в системе образования в ходе реализации программы развития 2007– 2011 гг., на значительное увеличение бюджетных расходов на образование в данный период, в настоящее время сохраняются многочисленные вопросы, которые не позволяют довольствоваться достигнутыми результатами, а ставят новые задачи перед педагогическим коллективом. Достижение стратегической цели и решение задач программы обеспечивается путем реализации системы программных мероприятий, сгруппированных по основным направлениям деятельности ОУ. I.ИНФОРМАЦИОННО_АНАЛИТИЧЕСКАЯ. Цель разработки модуля - формулирование миссии образовательного учреждения, выявление и четкое ранжирование проблем, сдерживающих развитие образования в учебном заведении. Николаевская основная общеобразовательная школа ориентирована на обучение, воспитание, развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и др.) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личных склонностей. Приоритетной для педагогического коллектива является организация деятельности, способствующая самореализации личности учащихся на каждой ступени образования. Цель школы- создать образовательную среду, обеспечивающую становление личности каждого ученика. Анализ обеспечения школы педагогическими работниками, в том числе по профессиональной подготовке уровня образования, можно представить следующим образом: Количество учителей-8; с высшим образованием-6; со средним специальным-2 заочников – нет; с высшей категорией-1; с первой категорией-4; Молодой специалист - 1 Важным направлением работы школы является постоянное совершенствование педагогического мастерства через систему повышения квалификации. В рамках работы школы как экспериментальной площадки были проведены мониторинговые исследования, большая часть которых касалась результатов образовательного процесса. Образовательная практика в школе осуществляется на основе статического анализа. По ежегодным данным мониторинга обучения и качества педагогического процесса получены следующие результаты: 2008-2009 уч.год – 64%; 2009-2010 уч.год – 55%; 2010-2011 уч.год (1 полугодие) – 53% Характеристика наиболее сильных сторон и ярких достижений школы. 1)В условиях реализации социального заказа учащихся и их родителей школьное образование обеспечивает дополнительную углубленную предпрофильную подготовку учащихся. 2) В школе организована деятельность школьного самоуправления. Большая роль в его работе отводится еженедельной ученической планерке. Учащиеся активно участвуют в жизни школы, выдвигают предложения по подготовке и проведению школьных праздников, планируют мероприятия на неделю. 3) Гордостью школы является организация патриотического воспитания, привитие любви к своей школе, заботе о ней, трепетного отношения к ее традициям. 4) Создан и поддерживается благоприятный микроклимат в педагогическом коллективе. Это способствует развитию стремления учителей к самообразованию, повышению их квалификационного уровня, педагогического мастерства, формированию творческого подхода к уроку. НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЫ: 1.Противоречие между стремлением учителей школы учить всех детей качественно и невозможностью усвоения изучаемого материала частью учащихся на продуктивном уровне. 2.Недостаточный уровень психолого-педагогической компетентности отдельных педагогов. 3.Недостаточное стремление к интеллектуальному постоянному саморазвитию, к духовному самосовершенствованию. 4.Недостаточная материально-техническая база для осуществления качественного, технически оснащенного проведения урока. 5.Недостаточно налажена связь с социумом. 6.Недостаточно квалифицированная работа по эстетическому и хореографическому направлению. Анализ результатов работы школы за 2007 – 2010 учебные годы. Анализ результатов работы школы проводился по 11 основным блокам: Блок 1. Контингент обучающихся, специализация обучения. Блок 2. Здоровье и здоровый образ жизни. Блок 3. Сформированность образовательной среды для удовлетворения общеобразовательных потребностей учащихся 2 ступени обучения. Блок 4. Кадровое обеспечение общеобразовательного процесса в школах округа Блок 5. Качество обучения Блок 6. Спортивные успехи учащихся. Блок 7. Выбытые учащихся. Блок 8.Укомплектованность кабинетов (в % от типового перечня) Блок 9.Социальная защита педагогов. Блок I. Контингент обучающихся, специализация обучения. 2008-2009 уч.г. Количество классов – 8; В них обучается – 42; средняя наполняемость – 6 Из общего количества классов реализуются только программы базового обучения. Процент обучающихся, освоивших образовательные программы – 100% 2009-2010уч.г. Количество классов – 8; В них обучается – 35; срняя наполняемость – 4Из общего количества классов реализуются только программы базового обучения. Процент обучающихся, освоивших образовательные программы – 100% 2010-2011 уч.г. (1 полугодие) оличество классов – 8;В них обучается – 29; Средняя наполняемость – 3Из общего количества классов реализуются только программы базового обучения.Процент обучающихся, освоивших образовательные программы – 100% Общие выводы по блоку. Анализируя контингент обучающихся, отмечается тенденция сокращения числа учащихся. Некоторые учащиеся перешли учиться в базовую МОУ Б.Казинскую СОШ, в связи с тем, что в нашей школе недостаточная материально-техническая база. На основании вышеизложенного определены приоритетные направления развития: - улучшение материально-технического состояния школы; - дальнейшее совершенствование предпрофильной подготовки с целью осознанного выбора профиля на старшей ступени; -Участие в отработке модели сетевого взаимодействия в школьном округе на уровне предпрофильной подготовки, организации внеурочной деятельности, организационно-методическом уровне в повышении профессионализма и мастерства педагогов. Блок 2. Здоровье и здоровый образ жизни. В процессе реализации программы развития 2007-2010 гг. вопросы состояния физического развития и здоровья обучаю¬щихся находились под постоянным вниманием, так как одной из главных задач программы являлось создание условий для фор¬мирования, укрепления и сохранения здоровья обучающихся. По итогам реализации программы развития можно сделать вывод о том, что наметилась положительная тенденция к улучшению состояния здоровья обучающихся. Положительная динамика отмечается по следующим критериям: количество детей с отклонениями в состоянии здоровья, с хроническими заболеваниями; количество детей, занимающихся в основной, подготовительной и специальной медицинской группе; количество детей, состоящих на диспансерном учете. На основании вышеизложенного определены перспективы развития: - создать условия для поддержания и улучшения здоровья ученика в режиме школьного дня; - сконструировать программу индивидуального психофизического развития ученика; - в полной мере использовать возможности учебных дисциплин и курсов в здоровьесбережения; -создать систему мониторинга здоровья учащихся; - реализация программы «Здоровья». Блок 3. Сформированность образовательной среды для удовлетворения общеобразовательных потребностей учащихся 2 ступени обучения. Исходя из результатов, можно сделать следующие выводы: % полностью удовлетворенных образовательными услугами, за три года вырос на 3,7%.. Это связано с реализацией предпрофильного обучения. Педколлектив школы прошел переподготовку, что в свою очередь позволило расширить круг предоставленных образовательных услуг и улучшить качество уже имеющихся. Все большее место в школе стал занимать индивидуальный подход к обучению. Классными руководителями школы проводились профориентационные беседы, анкетирования, тестирования, как с учащимися так и с их родителями, с целью выявления личностных особенностей школьников и помощи в выборе пути дальнейшего обучения, на основе индивидуальных особенностей и запросов личности ребенка. Учащимся 9-х классов оказывается психолого-педагогическая поддержка в вопросах профессионального самоопределения, проводится цикл занятий по профориентированию. В своей работе учителя стали в плотную подходить к личностно-ориентированному подходу в обучении и воспитании. Для большего удовлетворения учащихся образовательным процессом, в рамках школьного округа, необходим переход к сетевой организации предпрофильной подготовки, а также к большему использованию школой материально-технических ресурсов в базовой школе. 4 Блок. Кадровое обеспечение общеобразовательного процесса в ОУ. Анализируя кадровое обеспечение школы можно сказать, что кадровый состав педагогических работников стабилен. Уровень квалификации педагогов в последние три года стабилен. Из 8 педагогов 6 имеют высшее образование. 1 педагог имеет ВКК, 4 - первую. Перспективы развития по кадровому обеспечению школы: - повышение уровня квалификации педагогических работников; - прохождение курсовой переподготовки педагогическими работниками; - повышение информационно-коммуникационной ПОДГОТОВКИ педагогических работников; - совершенствование преподавания в целях максимального удовлетворения образовательных потребностей уч-ся на 2 ступени обучения в связи с введением предпрофильной подготовки и новой формы аттестации в условиях независимого оценивания. - повышение методического мастерства педагогических работников. 5 Блок. Качество обучения. 2008-2009 уч.год. 1.Средний балл - 1 ступень обучения – 3,7;2 ступень обучения – 3,6; 2.Количество отличников- 1 ступень обучения – 2;2 ступень обучения – 3 3.Кол-во уч-ся закончивших 9 кл. с отличием – 1 4.Всего выпускников – 7; Из них поступили- ССУЗ – 3;ПУ – 2;В 10 классы –2 5. Победители призеры районных олимпиад- нет 2009-2010 уч.год. 1.Средний балл1 ступень обучения – 3,7;2 ступень обучения – 3,6 2.Количество отличников- 1 ступень обучения – 6;2 ступень обучения – 3 3.Кол-во уч-ся закончивших 9 кл. с отличием – 1; 4.Всего выпускников – 4; Из них поступили- ССУЗ – 2; ПУ – 1;В 10 классы –1 5. Победители призеры районных олимпиад - нет 2010 -2011 уч.год. (1 полугодие) 1.Средний балл-1 ступень обучения – 3,8;2 ступень обучения – 3,7 2.Количество отличников- 1 ступень обучения – 1; 2 ступень обучения – 1 Блок 6. Спортивные успехи учащихся. Анализ спортивных достижений за последние три года говорит о том, что количество учащихся, занявших призовые места в районе стабилен. Наиболее привлекательными и массовыми оказались такие виды спорта как легкая атлетика. Это объясняется как большой популяризацией этих видов спорта, так и оснащением этих видов спорта. В последние годы приобретено большое количество мячей волейбольных, баскетбольных, футбольных. В связи с вышеизложенным определены следующие перспективы развития: - популяризация физической культуры, спорта среди учащихся, молодежи; - укрепление материально-технической базы школ; - формирование потребностей и мотивов к занятиям физической культурой; - оптимизация и интенсификация учебно-воспитательного процесса на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий; - обучение способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий. Блок. Выбытие учащихся. 2008-2009 уч.годКоличество отчисленных- С согласия по делам несовершеннолетних – нет; Без согласия КДМ – нет; Количество отчисленных судьбы которых неизвестны – нет 2009-2010 уч.годКоличество отчисленных- С согласия по делам несовершеннолетних – нетБез согласия КДМ – нет. Количество отчисленных судьбы которых неизвестны – нет 2010-2011 уч.год (1 полугодие). Количество отчисленных. С согласия по делам несовершеннолетних – нет.Без согласия КДМ – нет. Количество отчисленных судьбы которых неизвестны – нет. 8 Блок. Укомплектованность кабинетов (в % ). 2010- 2011 уч.год Русский язык и литература 50%;Математика 55%; Физика 60%;Химия 65%;История 55%; Информатика 80%;Трудовое обучение 80%;Биология 50%. Перспективные направления деятельности: психологической (необходимо изменить отношение социума к сетевой организации обучения); 2)организационной (создание расписания совместных занятий с базовой школой, решение проблемы с доставкой детей в МОУ Б.Казинскую СОШ); 3) методической (методическая подготовка учителей с целью сотрудничества с базовой школой). 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Основной стратегической целью программы развития МОУ Николаевской ООШ является совершенствование педаго¬гической системы, обеспечивающей повышение доступности, качества и эффективности образования здоровьеформирующей среды и комплексной безопасности обучающихся. Для достижения указанной цели должны быть решены сле¬дующие стратегические задачи: - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и госу¬дарства; - обеспечение непрерывности и преемственности содержа¬ния основного общего и дополнительного образования как средства ста¬новления ценностного отношения к патриотическому и безопас¬ному поведению в социуме; -совершенствование содержания и технологий образования предпрофильного обучения; - внедрение новых образовательных технологий и принци¬пов организации учебного процесса, обеспечивающих эффек¬тивную реализацию новых моделей и содержания образования на основе использования современных информационных и ком¬муникационных технологий; - создание условий для формирования, укрепления и сохра¬нения психофизического здоровья обучающихся за счет исполь¬зования инновационных технологий физического воспитания обучающихся и здоровьеформирующих технологий; - обеспечение в единстве комплекса программных меро¬приятий по безопасному функционированию образовательного учреждения и проведению опытно-экспериментальной работы по формированию культуры безопасности жизнедеятельности; - повышение эффективности и совершенствование системы управления образовательным учреждением в соответствии с приоритетами развития сферы образования для обеспечения ус¬ловия роста экономической самостоятельности образовательно¬го учреждения и его инвестиционной привлекательности. ОСНОВНЫЕ ЭТАПИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ. 1-й этап (2011 год) - подготовительный.На этом этапе предусмотрено проведение работ, связанных: - с разработкой программы развития, программы опытно-экспериментальной работы на новый период; - разработкой программ по отдельным на¬правлениям, связанным работой по формированию, укреплению и сохранению здоровья обу¬чающихся, по их физическому развитию; - широкое использование возможностей предпрофильной подготовки обучающихся для реализации целей работы по формированию коллективного педагогического субъекта как фактора воспитания ком¬петентной личности, способной к патриотическому и безопас¬ному поведению в условиях информационной среды обитания; - начало модернизации материально-технической базы в части обеспечения соответствия государственными стандартами оснащения учебных кабинетов, обеспечивающих реализацию программ предпрофильного обучения; - подбор, повышение квалификации и переподготовка педа¬гогических кадров, обеспечивающих реализацию программ предпро¬фильного обучения, использование информационно-коммуника¬ционных технологий в образовательном процессе; - обновление локальной нормативно-правовой базы образо¬вательного учреждения в соответствии с направлениями образо¬вательной деятельности; -переход на новые ФГОС начального общего образования. 2-й этап (2012 год) - основной.На этом этапе приоритет отдается осуществлению следую¬щих программных мероприятий: - продолжение модернизации материальной инфраструкту¬ры образовательного учреждения, а также методического, кад¬рового, информационного обеспечения мероприятий програм¬мы, направленных на решение задач развития системы образо¬вания; - апробация инновационных технологий обучения, укрепле¬ния и формирования здоровья, инновационных технологий спе¬циализированного преподавания фи¬зической культуры; - совершенствование экономических механизмов в сфере образования за счет: - внедрения модели финансирования ОУ, обеспечивающего многоканальное поступление средств и расширение самостоя¬тельности их использования; -внедрения механизмов, способствующих самостоятельно¬сти ОУ для повышения эффективности использования ресурсов, выделяемых на образование. 3-й этап (2013 год) - заключительный. На этом этапе предусмотрена реализация мероприятий, на¬правленных в основном на анализ полученных результатов по предпрофильному обучению, инновационных здоровьеформирующих технологий, внедрение и распространение резуль¬татов, полученных на предыдущих этапах, а также систематиза¬ция полученных результатов и достижений, постановка целей и задач на перспективу развития образовательной системы ОУ. 3. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Реализация стратегических задач нашей школы работает на осуществление главной цели системы образования, которая во многих цивилизованных странах мира формулируется как целе¬направленная сознательная подготовка детей к самостоятельной взрослой жизни. Развивающемуся обществу нужны современно образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличают¬ся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Высокообразованный выпускник школы успешно осваиваевает государственные образовательные программы: - начального общего, основного общего; - предпрофильного обучения (информационно-технологического гуманитарного, оборонно-спортивного профиля и др.); -дополнительного образования, значимые для реализации базовых линий, способствующие становлению ценностного отношения к безопасному поведению. Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы зна¬ний, но и на развитие его личности, его познавательных и сози¬дательных способностей. Концептуальными направлениями настоящей программы развития, обеспечивающей формирование компонентов лично¬сти безопасного типа, являются следующие: - развитие системы обеспечения качества образовательных услуг на основе интеграции общего, предпрофильного и дополни¬тельного образования; - формирование здоровьеформирующей среды; - обеспечение комплексной безопасности обучающихся. ЗДОРОВЬЕ Здоровье - необходимое условие для развития личности, фактор успеха на последующих этапах жизни. И если недоста¬ток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском воз¬расте - зачастую невозможно. Зоровье во многом зависит от жизненной позиции и усилий человека, способного активно регулировать собственное состояние с учетом индивидуальных особенностей своего организма, реализовывать программы самосохранения, самореализации и саморазвития. Для этого нужны мотивация формирования здоровья, культура знаний своего организма и способов совершенствования здоровья. Причем освоение основ¬ных компонентов здорового образа жизни возможно на основе принципа активности личности, позволяющего сочетать осозна¬ние ценности здоровья с формированием валеологических зна¬ний и освоением практических навыков сохранения и укрепле¬ния здоровья и организации здорового образа жизни. Таким об¬разом, сформированная культура здоровья школьников будет способствовать совершенствованию индивидуальных психофи¬зиологических функций, эмоционально-волевой и коммуника¬тивной сферы обучающегося, развитию его интеллектуальных и духовных возможностей, что, в конечном итоге, формирует це¬лостное индивидуальное здоровье. БЕЗОПАСНОСТЬ Необходимо, чтобы обеспечение безопасности жизнедеятельности являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, социальных групп, общества. Для этого нужно создавать новую парадигму образования в духе рационального взаимодействия с окружающей средой, развивать новое мировоззрение, позволяющее ориентироваться в самой разнообразной обстановке, анализировать опасные объекты, явления во всех связях и отношениях, оценивать риски, прогнозировать ближайшие и отдельные последствия реализации опасных ситуаций. В современных условиях проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях остается актуальной. Ее решение возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе основные мероприятия по обеспечению безопасности образовательного учреждения, меры по развитию общей культуры в области безопасности жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность; безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания. Все они являются взаимозависимыми, и их обеспечение должно решаться в ком¬плексе. Это свидетельствует о том, что решать проблему безо¬пасности ОУ необходимо комплексно, с созданием и развитием современных правовых, организационных, научных и методиче¬ских основ обеспечения безопасности. 3.1 Основные концептуальные принципы программы развития. В основе настоящей программы развития заложены следую¬щие концептуальные принципы развития системы образования.Принцип эффективности - в профессионализме работаю¬щих в школе педагогов. Вложение средств в подготовку кадров, повышение профессионализма учителей - условие реализации программы.Принцип результативности - в целенаправленном воспита¬нии культуры здоровья и безопасной жизнедеятельности обу¬чающихся, их потребности, способности и умении заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих. Принцип соответствия создаваемого задуманному состоит в отслеживании полученных результатов.Принцип технологичности состоит в том, что создание ра¬ботающей технологии из суммы разрозненных программ, прие¬мов, методик возможно лишь при наличии единства целей, за¬дач, принципов и методологий.Принцип надежности получаемых результатов - в широком привлечении к решению задач не только обучающихся и педаго¬гов школы, но и специалистов из научных центров, институтов, опытных практиков, а также обсуждение получаемых результа¬тов на конференциях, совещаниях, в публикациях материалов в печати.Принцип перспективности преобразований, проводимых в школе, состоит в наличии грамотной программы действий, по которой школа начинает работу.Принцип заинтересованности участников в проводимой ра¬боте, без которой невозможно реализовать долгосрочные проек¬ты, заключается в материальном стимулировании. На энтузиаз¬ме можно начинать работу, проводить ее какое-то время, но дальше достойных участников необходимо переводить из «лю¬бителей» в профессионалы. Принцип истинности состоит в интуитивном ощущении не¬противоречивости того, что делается, соответствии результатов глобальным законам природы и мироздания, одухотворенном воплощении их на благо людей.Принцип успешности состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим, находить поводы для радости, как бы ни было трудно. 4 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ 4.1 Совершенствование образовательного процесса на осно¬ве интеграции общего, предпрофильного и дополнительного об¬разования. Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государст¬ва. Решение этой задачи можно осуществить путем совершенст¬вования содержания и технологий образования, что включает в себя: - совершенствование введения предпрофильной подготовки в основной школе; - оптимизация нагрузки учащихся и расширение возможно¬стей дополнительного образования; - внедрение моделей непрерывного образования, обеспечи¬вающего каждому человеку возможность формирования инди¬видуальной образовательной траектории для дальнейшего про¬фессионального, карьерного и личного роста; - внедрение новых образовательных технологий и принци¬пов организации учебного процесса, обеспечивающих эффек¬тивную реализацию новых моделей и содержания непрерывного образования, в том числе с использованием современных ин¬формационных и коммуникационных технологий. 4.1.1 Предпрофильная подготовка Первым этапом перехода на профильное обучение является предпрофильная подготовка в 9 классах основной школы. Педагогический коллектив МОУ Николаевской ООШ, проведя анкетирование и систематизированный анализ образовательных потребностей учащихся 8 классов, дав оценку материальным и кадровым ресурсам образовательного учреждения, определил введение на первоначальном этапе следующих профилей обуче¬ния: информационно-технологического, гуманитарного, в пер¬спективе - оборонно-спортивного. В соответствии с планом мероприятий по введению предпрофильной подготовки были определены следующие при¬оритетные направления: - организация системы подготовки педагогических кадров к введению предпрофильной подготовки ; - организация учебно-методической работы: разработка про¬грамм курсов по выбору для системы предпрофильной подго¬товки учащихся, процедура рецензирования, утверждения про¬грамм.Повсеместное распространение профилизации старших классов определяет суть дальнейшего развития системы образо¬вания.Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и органи¬зационной поддержки учащихся основной школы. К предпро¬фильной подготовке относятся информирование и ориентация обучающихся 9 классов в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования для системы предпрофильной подго¬товки учащихся, процедура рецензирования, утверждения про¬грамм. 4.1.2. Роль системы дополнительного образования. Основной целью образовательной деятельности системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении является создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения детей. Данная цель достигается решением следующих задач:- создание единого образовательного пространства на основе обеспечения непрерывности образования и преемственности содержания основного и дополнительного образования;-обеспечение доступности, качества и эффективности дополнительного образования;-совершенствование содержания дополнительного образования детей его организационных форм, методов, технологий; - развитие творческих способностей личности, создание условий для формирования опыта творческой самодеятельности ребенка и учителя; - активизация познавательной активности, расширение и углубление теоретических знаний и практических навыков в различных направлениях, сферах жизни; - активизация досуговой деятельности с целью формирования духовного и социального здоровья обучающихся, профилактики асоциального поведения личности, правонарушений и безнадзорности; - привлечение учащихся к систематическим занятиям физи¬ческой культурой и спортом с целью эффективного оздоровле¬ния, физического развития личности; -формирование навыков общения, коммуникативных на¬выков; - В задачи системы дополнительного образования нашей шко¬лы входит: - создавать культурную эмоционально значимую среду для развития ребёнка и переживания им «ситуации успеха»; - способствовать осознанию и дифференциации личностно-значимых интересов личности; - выполнять защитную функцию по отношению к личности, компенсируя ограниченные возможности индивидуального раз¬вития детей в условиях общеобразовательной школы реализацией личностного потенциала в условиях дополнительного обра¬зования. Образовательная деятельность в системе дополнительного образования нашей школы ведется по многим направлениям: художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное, научно-техническое, краеведческое. Она имеет конкретные, присущие только ей характерные черты, поскольку: - осуществляется в свободное от основной учебы время и отличается свободой выбора направлений, видов деятельности и возможностью смены сферы деятельности обучающихся в тече¬ние года; - характеризуется добровольностью, инициативностью и ак¬тивностью всех участников (детей, родителей, педагогов), а также отсутствием жесткой регламентации; - направлена на развитие творческих способностей обучаю¬щихся, развивает познавательный интерес и дает право обу¬чающимся сочетать различные направления и формы занятий; -создает условия для получения дополнительного образова¬ния всеми детьми: одаренными, неодаренными, социально незащищенными и др.; -носит неформальный и комфортный характер для всех уча¬стников. 4.2 Развитие здоровьеформирующей образовательной среды. Проведенный нами анализ методических подходов, форм и методов организации работы по сохранению и укреплению здо¬ровья, формированию ценности здоровья и здорового образа жизни в российских образовательных учреждениях свидетельст¬вует о следующем: - задача укрепления и сохранения здоровья школьников вы¬деляется в качестве одной из ведущих задач учреждений, что, несомненно, является положительным фактом; - различные формы работы по сохранению и укреплению здоровья школьников используются в подавляющем большин¬стве образовательных учреждений; - в большинстве образовательных учреждений используются малодейственные формы работы по охране и укреплению здо¬ровья, такие как лекции, беседы; - в то же время в ряде образовательных учреждений накоп¬лен опыт комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья; - в ряде образовательных учреждений акцент работы по со¬хранению и укреплению здоровья переносится в медицинскую диагностику, оздоровительные физиотерапевтические и другие лечебные мероприятия; - при ценности и важности вышеуказанной медицинской помощи детям остается неиспользованным оздоровительный потенциал образовательного учреждения. Исходя из этого должны быть решены сле¬дующие задачи: - обеспечение системного, комплексного подхода к форми¬рованию, укреплению и сохранению здоровья обучающихся на основе поддержания материально-технической базы образова¬тельного учреждения и рациональной организации образова¬тельного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами; - активизация познавательной активности, расширение и углубление теоретических знаний о психофизических особенно¬стях организма, основах здорового образа жизни; - формирование положительных мотивационных установок на ведение здорового образа жизни, освоение его комплексной характеристики, профилактика вредных привычек средствами физической культуры и спорта; - приобретение, совершенствование и укрепление практических навыков физического и психического оздоровления; - повышение эффективности урочной и внеурочной деятельности по вопросам понимания и пропаганд |