ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НИКОЛАЕВСКОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА 2007/2010 ГОДЫ Наименование программы «Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения Николаевской ООШ на 2007/2010 годы» Основание для разработки Программы Закон Российской Федерации «Об образовании» (12-ФЗ от 13.01.1996), Закон Российской Федерации «Об утверждении Федеральной программы развития образования» (№ 51-ФЗ от 10.04.2000), Типовое положение об общеобразовательном учреждении, Закон Воронежской области «Об образовании» (п. 202-11-03 от 27.12.2000 г) Программа развития образования Воронежской области на 2001-2005 годы. Постановление Воронежской областной Думы № 170-III-ОД от 27.09.2001 Заказчик программы Социум, педагогический коллектив В разработке Программы участвовали: Административный совет Научно-методический совет Основная цель Программы: Создание условий для самореализации личности с учетом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала, для обеспечения образования самого высокого качества, воспитания активных и сознательных граждан демократического общества. Основные задачи Программы: В связи с переходом школы на предпрофильное обучение, обеспечить условия для организации обучения программ на 2 ступени обучения. 1. Обеспечить предпрофильное обучение отдельных предметов программы основного общего образования. 2. Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. 3. Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями. 4. Наладить работу по взаимодействию с МОУ Казинской СОШ с целью осознанной профориентации и выбора будущей профессии. 5. Обеспечить внедрение современных личностно-ориентированных технологий. Осуществить комплексное психолого-педагогическое сопровождение. Сроки реализации Программы: 1 этап - 2007/2008 учебный год: формирование модельных представлений об учебно-воспитательном процессе; обеспечение готовности педагогов, учащихся и родителей и их реализации; апробация новшеств в УВП. 2 этап- 2008/2009 учебный год: обновление УВП посредством модульных и системных преобразований 3 этап- 2009/2010 учебный год: объективное оценивание процессов и результатов инновационной деятельности. Основные разделы программы: I модуль- Информационно-аналитический II модуль - Концептуальный III модуль - Содержательный. 1.Учебные планы и программы, учебники, учебные пособия. 2.Особенности организации учебно-воспитательного процесса с учетом нового образовательного заказа. 3.Современные педагогические технологии. 4.Содержание воспитательной работы. 5.Содержание дополнительного образования. IV модуль- Мониторинг образования учащихся школы. V модуль-Кадровый VI модуль- Управленческий. Система административно-управленческой деятельности школы. VII модуль- Ресурсный. Материально-техническое и финансовое обеспечение выполнения программы. Исполнители основных мероприятий Программы: Педагогический коллектив школы Ожидаемые результаты реализации Программы: Формирование всесторонне образованной, социально зрелой, саморазвивающейся личности. Оптимизация рынка образовательных услуг. Создание условий, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку по предметам естественнонаучного профиля. Повышение качества образования. Внедрение новых технологий обучения. Повышение демократизации управления школой. Повышение роли дополнительного образования. Укрепление материально-технической базы. Повышение эффективности и качества ресурсного обеспечения. Формирование здорового образа жизни. Удовлетворенность педагогов, учащихся, родителей жизнедеятельностью школы и результатами преобразований. Внедрение инновационных технологий здоровьесбережения I.Информационно- аналитический модуль. Модернизация образования - это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется прежде всего его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны. В современных социально-экономических условиях особое значение преобретает разработка эффективной долгосрочной политики государственной поддержки и оптимизации сети сельских школ, учитывающей взаимосвязь школы с обеспечением села трудовыми ресурсами, развитием социальной инфраструктуры, условиями труда, быта и жизни в сельской местности. В Федеральной программе развития образования предусмотрено, что стратегия образования в селе должна быть нацелена на создание условий для обеспечения доступности и высокого качества образования, подчинена решению актуальных задач экономического, социального и духовного возрождения сельского социума. В целях решения этой задачи принято постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2001г. № 871 «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности», которым одобрена Концепция реструктуризация сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. В принятом постановлении администрации Воронежской области от 02.10.2002 № 852 «О развитии системы общего образования в сельской местности» определенны конкретные меры по развитию сети базовых сельских школ, механизмы поддержки сельской школы в новых социально-экономических условиях. На районном уровне была принята муниципальная целевая программа оптимизации сети образовательных учреждений Павловского муниципального района Воронежской области на 2003-2007 годы, утвержденная постановлением администрации района, в которой были намечены шаги по реструктуризации сети образовательных учреждений путем создания образовательных округов и сети базовых школ. Под реструктуризацией сети образовательных учреждений понимается оптимизация муниципальной системы образования, обеспечивающая повышение качества образования за счет более эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов общеобразовательных учреждений на основе их концентрации и кооперации. Осуществление процесса реструктуризации потребует переосмысления ряда позиций: 1. необходимости «отхода от «школоцентрической» модели организации общего образования, использование образовательных ресурсов муниципалитета; 2. ориентация на достижение качества образования в рамках образовательной сети, а не отдельного образовательного учреждения. Процесс формирования школьного округа требует всестороннего исследования структуры сети общеобразовательных учреждений, образующих округ, определение эффективности ее функционирования. Анализ результатов работы школы за 2004 – 2007 учебные годы. Анализ результатов работы школы проводился по 11 основным блокам: Блок 1. Контингент обучающихся, специализация обучения. Блок 2. Здоровье и здоровый образ жизни. Блок 3. Готовность учащихся к жизни в семье и обществе. Блок 4. Сформированность образовательной среды для удовлетворения общеобразовательных потребностей учащихся 2 ступени обучения. Блок 5. Кадровое обеспечение общеобразовательного процесса в школах округа Блок 6. Качество обучения Блок 7 Выбытые учащихся. Блок 8. Научно-исследовательская деятельность учащихся 2 ступени обучения. Блок 9.Укомплектованность кабинетов (в % от типового перечня) Блок 10.Социальная защита педагогов. Блок I. Контингент обучающихся, специализация обучения. 2004-2005 уч.г. Количество классов – 8; В них обучается – 45 Средняя наполняемость – 7 Из общего количества классов реализуются только программы базового обучения. Процент обучающихся, освоивших образовательные программы – 100% 2005-2006 уч.г. Количество классов – 8; В них обучается – 43; Средняя наполняемость – 6 Из общего количества классов реализуются только программы базового обучения. Процент обучающихся, освоивших образовательные программы – 100% 2006-2007 уч.г. Количество классов – 8; В них обучается – 42; Средняя наполняемость – 6 Из общего количества классов реализуются только программы базового обучения. Процент обучающихся, освоивших образовательные программы – 100% Блок 2. Здоровье и здоровый образ жизни. Анализ условий, обеспечивающий определенный уровень здоровья, соответствующую психологическую среду говорят о том, что состояние здоровья учащихся вызывает определенную тревогу и озабоченность. Данные таблицы говорят о том, что практически здоровых детей у нас становится все меньше. Это объясняется общей ситуацией как в стране, так и у нас в районе. Анализ характеристики заболеваемости детей показывает, что это, в первую очередь, заболевания органов зрения, сердечно-сосудистые заболевания и заболевания опорно-двигательного аппарата, причем, заболевания органов зрения с 6,8% до 8,9%. Неотъемлемой частью здоровья и здорового образа жизни является система физкультурно-оздоровительных мероприятий. Растет число учащихся специальной медицинской группы с 0,9% до 3,8 %. Количество учащихся основной и подготовительной групп колеблется по учебным годам. Охват учащихся, занимающихся физкультурой, возрос с 42,7% до 50,1%. Следует отметить, что в школе нет учащихся, употреблявших алкоголь, наркотики, % курящих снизился до 2,5% Здоровый образ жизни предполагает организацию системы рационального питания, охват горячим питанием за счет средств бюджета – 1-4 классы, малообеспеченные, остальные уч-ся питаются за счет родительской платы. Школы проведена огромная работа по удешевлению питания школьников, заготовки сельхозпродукции. Система обеспечения безопасности жизнедеятельности характеризуется низким показателем травматизма – 0,03%. Блок 3. Готовность учащихся к жизни в семье и обществе. Анализируя данный блок, можно сделать следующие выводы: % учащихся проявляющих интерес к учебным занятиям на период 2004-2005 уч. года выросла на 1,1. Заметно снизился % пропусков без уважительной причины. Все это говорит о повышении мотивации учения. Мотивация является внутренней побудительной силой, вызывающей активизацию внутренних стимулов учения. По изменениям этих параметров можно судить об уровне школьной адаптации детей, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности ею ребенка. Из показателей, мы установили, что с периода 2004/2005 уч.г. по период 2006/2007 уч.год % проявляющих интерес к учению выше. Широко представлена в школе сеть дополнительного образования. Это кружки по интересам и спортивные секции, что дает учащимся более широкие возможности для развития своих индивидуальных способностей. Большой выбор элективных курсов, факультативов, введение предпрофильного образования рождает новые мотивы профессионального самоопределения учащихся. Это значительно повысило интерес к учебным занятиям на 2 ступени обучения. В воспитательном процессе все большее место стал занимать гуманистический, личностно-ориентированный подход, который в свою очередь предполагает активизацию внутренних стимулов в обучении. В рамках данного подхода социально-психологическая служба проводит ежегодную диагностику адаптации учащихся 1-х и 5-х классов, выявляет уровень тревожности, а также интересы и возможности школьников, проводится анкетирование, с целью выявления удовлетворенности учащихся и их родителей организацией учебно-воспитательного процесса. Социальный педагог регулярно посещает семьи неблагополучных детей, оказывает своевременную помощь нуждающимся в социальной защите. Социально-психологическая служба оказывает постоянную психолого-педагогическую поддержку учащихся. Работа данной службы оказывает большое влияние на положительную динамику мотивационного компонента обучения. Для развития школы необходимы следующие мероприятия: - развитие мотивации обучения у учащихся посредством создания единой системы образования, дополнительных образовательных услуг с выходом их на более качественный уровень - формирование единой социально-психологической службы - организация мониторинга мотивации обучения в школе. Блок 4. Сформированность образовательной среды для удовлетворения общеобразовательных потребностей учащихся 2 ступени обучения. Исходя из результатов, можно сделать следующие выводы: % полностью удовлетворенных образовательными услугами, за три года вырос на 3,2%.. Это произошло потому, что с 2005учебного года МОУ НиколаевскаяООШ перешла на предпрофильное обучение. Педколлектив школы прошел переподготовку, что в свою очередь позволило расширить круг предоставленных образовательных услуг и улучшить качество уже имеющихся. Все большее место в школе стал занимать индивидуальный подход к обучению. Психологом школы проводились профориентационные беседы, анкетирования, тестирования, как с учащимися так и с их родителями, с целью выявления личностных особенностей школьников и помощи в выборе пути дальнейшего обучения, на основе индивидуальных особенностей и запросов личности ребенка. Учащимся 9-х классов оказывается психолого-педагогическая поддержка в вопросах профессионального самоопределения, проводится цикл занятий по профориентированию. В своей работе учителя стали в плотную подходить к личностно-ориентированному подходу в обучении и воспитании. Введение в социальную психологию с элементами социального психологического тренинга, применение исследовательских методов на уроках. Расширяется спектр элективных курсов и факультативов. Все это способствует совершенствованию интереса к методам теоретического и творческого мышления. Происходит рождение новых мотивов профессионального самоопределения учащихся. Учащиеся учатся оценивать реалистичность своих целей, стремятся к активной проверке различных целей в ходе активных действий. Расширяется сеть кружков по интересам, на которых развиваются творческие способности учащихся. Расширен спектр элективных курсов, факультативных занятий. В школе активно работает психолого-педагогическое сопровождение учащихся. Для учащихся 8-х классов сформировалось актуальное «информационное поле» (в плане выбора профиля дальнейшего обучения), что способствует формированию мотивов саморазвития и личностному росту, умению целеполагания и планирования дальнейшего пути профильного обучения. Для большего удовлетворения учащихся образовательным процессом, в рамках школьного округа, необходим переход к сетевой организации предпрофильной подготовки, а также к большему использованию школой материально-технических ресурсов в базовой школе. 5 Блок. Кадровое обеспечение общеобразовательного процесса в ОУ. Анализируя кадровое обеспечение школы можно сказать, что кадровый состав педагогических работников стабилен. Однако, в связи с объединением 1-4 классов в один класс комплект в 2005-2006 уч.году произошло сокращение численности учителей начальных классов. Уровень квалификации педагогов за последние три года улучшился. Из 12 педагогов 10 имеют высшее образование. 1 педагог имеет ВКК, 4 - первую, 3 – вторую. Перспективы развития по кадровому обеспечению школы: - дальнейшее улучшение качественных показателей состояния педагогического состав: - совершенствование преподавания в целях максимального удовлетворения образовательных потребностей уч-ся на 2 ступени обучения в связи с введением предпрофильной подготовки и новой формы аттестации в форме ЕГЭ. 6 Блок. Качество обучения. 2004-2005 уч.год. 1.Средний балл 1 ступень обучения – 3,8; 2 ступень обучения – 3,6 2.Количество отличников 1 ступень обучения – 3; 2 ступень обучения – 2; 3.Кол-во уч-ся закончивших 9 кл. с отличием – 1;4.Всего выпускников – 5 Из них поступили: ССУЗ – 3;ПУ – 2 5. Победители призеры районных олимпиад - нет 2005-2006 уч.год. 1.Средний балл- 1 ступень обучения – 3,7; 2 ступень обучения – 3,6 2.Количество отличников- 1 ступень обучения – 4; 2 ступень обучения – 3; 3.Кол-во уч-ся закончивших 9 кл. с отличием – 1 4.Всего выпускников – 8 Из них поступили: ССУЗ – 4; ПУ – 2; В 10 классы –2 5. Победители призеры районных олимпиад - нет 2006-2007 уч.год. 1.Средний балл - 1 ступень обучения – 3,7; 2 ступень обучения – 3,6; 2.Количество отличников 1 ступень обучения – 1; 2 ступень обучения – 2 3.Кол-во уч-ся закончивших 9 кл. с отличием – нет 4.Всего выпускников – нет 5. Победители призеры районных олимпиад- нет Общие выводы по блоку. Ежегодно прослеживается снижение качества обученности учащихся 2 ступени обучения. Процент учащихся обучающихся на «отлично» снижается, особенно это заметно при переходе с 1 ступени обучения на 2 ступень. Начиная с 5 класса и далее, учебная мотивация учащихся ослабевает. Одной из главных причин понижения успехов в учебе является недостаточная разработанность стимулирования учебной деятельности обучающихся. За последние три учебных года дети не занимали призовых мест на районных олимпиадах. Что говорит о недостаточной подготовленности учащихся к олимпиадам. Выпускники 2004-2005 уч.года и 2005-2006 уч.года все трудоустроены. 7Блок. Научно-исследовательская деятельность учащихся 2 ступени обучения. Анализ данного блока позволяет сделать вывод о том, что недостаточное количество учащихся как района, так и школы занято в научно-исследовательской деятельности. Чтобы изменить сложившееся положение и с целью участия в формировании единого научного сообщества школьного округа необходимы следующие действия: - участие в организации и проведении в школьном округе семинаров по обмену опытом в создании НОУ; - проведение диагностики одарённости детей и подростков; - создание условий для удовлетворения интересов обучающихся к научно-исследовательской деятельности, для творческой деятельности под руководством специалистов высокой квалификации в различных отраслях науки и техники; - участие в разработке и создании межсекционных, межшкольных научно-исследовательских проектов. 8 Блок. Выбытие учащихся. 2004-2005 уч.год Количество отчисленных - нет 2005-2006 уч.год Количество отчисленных - нет 2006-2007 уч.год Количество отчисленных - нет 9 Блок. Укомплектованность кабинетов (в % ). Русский язык и литература 55% Математика 65% Физика 70% Химия 65% История 55% Информатика 55% Трудовое обучение 80% Биология 60% Общие выводы по блоку. Анализируя состояние учебных кабинетов можно сделать вывод о том, что материально-техническая оснащенность кабинетов ослабленная Причина сложившейся ситуации достаточно проста. Отсутствие средств на обновление материально-технической оснащенности школы. В связи с этим необходима целенаправленная работа по сотрудничеству с базовой МОУ Б.Казинской СОШ, т.к. по оснащению учебно-наглядных пособий, спортивным инвентарем базовая школа значительно лучше оснащена. Перспективные направления деятельности, требующие решение данной проблемы: 1) психологической (необходимо изменить отношение социума к сетевой организации обучения); 2) организационной (создание расписания совместных занятий с базовой школой, решение проблемы с доставкой детей в МОУ Б.Казинскую СОШ); 3) методической (методическая подготовка учителей с целью сотрудничества с базовой школой). 10 Блок. Социальная защита педагогов. 2004-2005 уч.год Всего педагогов – 15 Предполагалась санитарно-курортная путевка – нет Оказывалась материальная помощь по заявлению – нет Улучшение жилищных условий – нет 2005-2006 уч.год Всего педагогов – 12 Предполагалась санитарно-курортная путевка – нет Оказывалась материальная помощь по заявлению – нет Улучшение жилищных условий – нет 2006-2007 уч.год Всего педагогов – 12 Предполагалась санитарно-курортная путевка – нет Оказывалась материальная помощь по заявлению –нет Улучшение жилищных условий – 1 Общие выводы по блоку. Анализ данных говорит о том, что проблемам социальной защиты педагогов уделяется недостаточное внимание. Практически не предлагались санаторно-курортные путевки, что объясняется недостаточным финансирование школы. За три последних года не были улучшены жилищные условия педагогов. В связи с увеличением надтарифного фонда школы по заявление некоторым педагогам оказывалась материальная помощь. Перспективные направления деятельности: 1) исполнение нормативных документов по социальной защите педагогов; 2) стимулирование труда педагогов посредством улучшения условий их труда; 3) создание банка данных нуждающихся в санаторно-курортном лечении; 4) взаимодействие с различными социальными институтами, координация деятельности. 5) исполнение нормативных документов по социальной защите педагогов; 6) стимулирование труда педагогов посредством улучшения условий их труда; 7) создание банка данных нуждающихся в санаторно-курортном лечении; 8) взаимодействие с различными социальными институтами, координация деятельности. 2 модуль. Концептуальный. Ведущей идеей концепции школы является образование, ориентированное на самореализации личности с учетом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия ее нравственного и интеллектуального потенциала. Педагогический коллектив ставит своей целью обеспечение образования самого высокого качества. Воспитание активных и сознательных граждан современного общества В связи со слабостью материальной базы школы и более низким кадровым потенциалом школы, реализацию этой идеи мы планируем решать с помощью сетевого взаимодействия с МОУ Б.Казинской базовой СОШ. Каждый, кто что-нибудь знает о школах в своем микрорайоне, понимает, что между ними могут быть большие различия, даже если это школы одного типа. Так, например, одна школа славится своей академичностью, другая стремится к всестороннему развитию учеников и делает особый упор на социальном и творческом аспекте образования. Участвуя в работе школьного округа необходимо учесть в полном объеме то своеобразие, которое присуще каждому образовательному учреждению и адаптировать его к новым реалиям. Иными словами необходимо определить видение тех целей и задач, к которым нужно стремиться. Во-первых, преобладание на уроках и внеурочных занятиях фронтальных и групповых форм педагогического воздействия, неспособность многих педагогов перейти на внедрение современных личностно-ориентированных технологий. Во-вторых, не смотря на попытки некоторых школ превратиться в полной мере в социально-культурный центр микрорайона в целом, нужно сказать, эта работа не достаточно системна и не достаточно наполнена содержанием, зачастую вне культурно-образовательного пространства оказывается жизнь работающей и безработной молодежи, практически не охвачены воспитательным влиянием дети в вечернее, а иногда и в каникулярное время, особенно это характерно для детей проживающих в небольших населенных пунктах. В-третьих, наблюдается сужение круга общения детей тех школ, где происходит сокращение контингента обучающихся из-за естественной убыли населения, ухудшения финансово-материального положения семей, не позволяющего детям расширять коммуникативное пространство за счет совершения экскурсионных поездок, посещения музеев, выставок, театров. В-четвертых, из-за многолетнего отсутствия финансовых средств на расширение и обновление материально-технической базы. Наметился огромный дисбаланс в материально-техническом оснащении школы, ощущается нехватка художественных текстов, научно-справочной и другой литературы. Недостаток оборудования школьных кабинетов физики, химии, биологии, иностранных языков и др. не позволяет на должном уровне обеспечивать практическую часть выполнения школьной программы. В связи с этим является не реальным выполнение задачи по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения. Отсутствие должного оборудования спортивных залов ведет к ухудшению физкультурно-оздоровительной работы. Исходя из анализа вышеназванных проблем видятся следующие основные идеи и целевые ориентиры построения образовательной системы: оптимизировать сеть образовательного учреждения, обеспечение его эффективного функционирования и развития; обеспечение доступности качества образовательных услуг всех уровней и форм получения общего образования в соответствии с потребностями и возможностями каждого обучающегося через территориальную интеграцию усилий педагогов и их социальных партнеров; повышение качества образования за счет разработки единой логики построения общего образования, предпрофильной подготовки и профильного обучения, освоения и внедрения в образовательный процесс новых эффективных приемов, техник и технологии обучения и воспитания; содействие развитию индивидуальности учащихся посредством формирования благоприятной среды для саморазвития и самовыражения ребенка и использования индивидуально-ориентированных форм и способов педагогического взаимодействия. В основе разработки целей развития школы лежат следующие принципы: вариативность как множественность форм, приемов и способов построения учебно-воспитательного процесса; индивидуальность как системообразующее свойство личности и школьного сообщества, придающее им целостность и неповторимость и являющееся главной ценностью создаваемых социально-педагогических систем; моделирование как эффективный метод преобразования сельского учебного заведения и окружающего его социума; системность как важнейшее качество мышления о действиях субъектов преобразовательной деятельности; субъективность и социальное партнерство как выражения необходимости компетентного участия администрации, учителей, учащихся, родителей и сельской общественности в работе по совершенствованию и обновлению жизнедеятельности в образовательном учреждении и окружающей социальной среде территориального объединения; учет интересов, потребностей, ценностных ориентаций конкретных участников социально-педагогического взаимодействия; удовлетворенность как преобладающее психологическое состояние детей и взрослых, выражающее их отношения к процессу и результатам преобразовательной деятельности. Для достижения постановленных целей определяются следующие задачи: 1. Разработать и апробировать нормативно-правовые и организационно- методические основы функционирования школы. Предполагаемые действия по решению этой задачи: • составление номенклатуры нормативно- правовых актов, необходимых для построения и развития образовательной системы школы; • разработка и заключение договоров с образовательными школами округа, с учреждениями и организациями, изъявившими желание участвовать в работе объединения, с социальными партнерами. 2. Выявить, освоить и использовать в работе педагогического коллектива школы наиболее эффективные формы, методы и приемы обучения и воспитания учащихся. Предполагаемые действия по решению данной задачи: • создание творческих лабораторий учителей по разработке и апробации форм и способов ориентации индивидуально- ориентированного педагогического взаимодействия; • создание постоянно действующего психолого-педагогического семинара «Развитие индивидуальности ребенка в образовательном процессе»; • проведение открытых учебных и внеучебных занятий с использованием индивидуально- ориентированных педагогических средств; • описание и систематизация форм, приемов и методов, способствующих формированию основных потенциалов личности учащихся; 3.Предоставить каждому ребенку, исходя из его потребностей, интересов и способностей, возможность выбора индивидуального общеобразовательного маршрута. Предлагаемые действия по решению задачи: • организация мониторинга для изучения потребностей, интересов и способностей школьников, всех участников образовательного процесса; • расширение культурно-образовательного пространства развития детей посредством проведения совместных мероприятий школы с учащимися школьного округа, совершения экскурсионных поездок и туристических походов; • создание условий для предпрофильной и профильной подготовки учащихся в соответствии с их запросами; • составление и реализация диагностической программы давления ребенка. Таким образом, миссия школы включает в себя следующие принципы: 1. Ценностно-ориентационное единство, основанное на соответствии целевых установок и содержательной стороны деятельности педагогического коллектива школы. 2. Высокий уровень взаимодействия, способность к взаимозаменяемости на основе глубокого знания и неподдельной заинтересованности в успехе коллектива школы. 3. Создание условий для личностного развития всех участников образовательного процесса как основное направление деятельности педагогического коллектива школы. 4. Активное вовлечение социальных партнеров в социокультурное проектирование образовательного процесса, интеграция всех ресурсов, способствующих повышению доступности и качества образовательных услуг, эффективности образовательного процесса. 5. Опора на культурно-историческое наследие родного края, региональный и местный опыт, обычаи и традиции жителей школьного округа. 6. Творчество, свобода, выбор и успех как ведущие характеристики индивидуальной и совместной деятельности 3модуль. Содержательный . После выделения ведущей идеи концептуального построения и развития системы образовательного учреждения на трехлетний период необходимо перейти к разработке стержневогораздела общеобразовательной программы, ее ядра- со- держательного модуля. В данном модуле целесообразно выделить 6 разделов: 3.1. Оптимизация образовательной среды. 3.2. Предпрофильная подготовка. 3.3. Использование новых образовательных технологий. 3.4. Предшкольная подготовка. 3.5. Содержание воспитательной работы. 3.6. Содержание дополнительного образования. 3.1.Оптимизация образовательной сети. В условиях необходимости более полного удовлетворения образовательных запросов необходимо разработать такую схему предоставления образовательных услуг, при которых все имеющиеся для этого ресурсы использовались наиболее эффективно. Естественно, возникают вопросы о разумной оптимизации сети школы, о координации усилий всех образовательных учреждений для достижения единой цели - качественное обучение. Навязать оптимизацию «сверху» можно, но это, на наш взгляд, самый неэффективный способ, так как он не отражает той объективной обстановки, которая сложилась в школе, этот путь наиболее болезненный для преподавателей, учащихся и родителей. Он может сопровождаться жестким непониманием и даже противостоянием на всех уровнях. Наш путь - это путь постепенного, осторожного движения к той модели, которая станет приемлемой для всех заинтересованных сторон, будет способна постоянно модернизироваться, видоизменяться в условиях изменения интересов и потребностей. Важнейшим элементом этой модели является Базовая школа такой является МОУ Казинская СОШ, которая прошла аттестацию в 2005г. В ней более сильный коллектив педагогов, более мощная материально-техническая база, глубже уровень внедрения новых педтехнологий. 3.2. Предпрофильная подготовка учащихся. Предпрофильной подготовке в 9-х классах отводится особое место в учебно-воспитательном процессе. Это не самостоятелная система, а подсистема профильного образования на старшей ступени школы. Предпрофильная подготовка выполняет подготовительную функцию. Она нужна для того, чтобы учащиеся могли определиться в выборе будущего профиля обучения. От правильного выбора профиля во многом будет серьезно зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности мера их подготовленности к успешной сдаче ЕГЭ и перспективы на продолжение образования после окончания школы. В связи с этим особую важность приобретает реализация основной задачи предпрофильной подготовки девятиклассников – комплексной подготовки к жизненно важному выбору профессии. Выпускник основной школы должен владеть информацией о возможных путях продолжения образования, об образовательных учреждениях, территориально доступных ему, уметь оценить свои силы и принять правильное решение. Для выпускников 9-х классов должен стать нормой переход из школы в школу. Готовность к «академической мобильности» у выпускников 9-х классов должна существенно повыситься. Была проведена предварительная диагностика образовательных потребностей и интересов учащихся 8 класса школы с учетом мнения их родителей. После проведенного анализа диагностики, получены следующие результаты: - склонность к предметам гуманитарного цикла выявлена у 27,2% учащихся; - физико-математического – у 3,3% учащихся; - химико-биологического – у 2,9% учащихся; - художественно-эстетического – у 18,9% учащихся; - спортивного направления – у 13,3% учащихся. Исходя из кадрового потенциала и наличия учебно-материальной базы, учащимся школы целесообразны предпрофильные курсы социально - гуманитарного направления. Анкетирование учащихся 9-х классов школы с целью определения выбранного профиля дало следующие результаты: - 12% учащихся желают изучать предметы физико-математического профиля; - 6,6% учащихся – предметы химико-биологического профиля; - 18,2% учащихся – предметы информационно-технологического профиля; - 2,3% учащихся – предметы гуманитарного профиля; - 2,3% учащихся – предметы художественно-эстетического профиля. Соответственно учебный план включает в себя элективные курсы. Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них «поддерживают» изучение основных профильных предметов на заданном профилем стандартном уровне. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации и для построения индивидуальных траекторий. 3.3 Современные педагогические технологии. Качество образования учащихся обеспечивается не только наличием содержания обучения, но и сочетанием различных методов, способов, технологий обучения. Одним из приоритетных направлений развития школы педагогический коллектив считает внедрение современных личностно-ориентированных педагогических технологий. Под технологией мы понимаем способ достижения гарантированного результата, совокупность методов, приёмов, средств, которые позволяют проектировать и реализовывать образовательный процесс. Это комплекс, состоящий из: • некоторого представления о планируемых результатах обучения; • набора моделей обучения; • критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий. Когда педагог строит воздействие на ребенка, он должен учитывать множество параметров: эмоционально-психологическое состояние, общий уровень культурного и возрастного развития, сформированность отношений, духовное и интеллектуальное развитие и др. В итоге на основе внешних проявлений формируется первоначальное представление о личности ребёнка, которое во многом определяет характер педагогического воздействия. С точки зрения педагогической технологии, принципиальные положения сформировались в общих правилах применения метода педагогического воздействия: 1) сочетание требований с уважением к детям; 2) разумность и подготовленность всякого педагогического воздейс |